deletant_co (deletant_co) wrote,
deletant_co
deletant_co

Category:

Памятник создателям ракетного щита России.

Наконец-то побывал в одном из знаковых мест практически у себя под носом, но до которого не мог доехать аш с 2004 года.





16 сентября 2004 года в подмосковном Дзержинском на одной из площадей города открыт мемориал создателям ракетного щита России в виде пускового контейнера для ПГРК "ТОПОЛЬ", установленного вертикально вверх. Подобный памятник ракете в натуральную величину это единственный в мире подобный монумент, расположенный в городской черте. Памятник является символом мощи и признания заслуг тех, кто вложил свои силы в создание ядерного щита Советского Союза и России. В основание памятника была заложена капсула с посланиями от трех поколений, а именно ветеранов, которые принимали непосредственное участие в создании "Тополя", тех сотрудников, которые работают сейчас, а также студентов, которые в дальнейшем планируют связать свою судьбу с военно-промышленным комплексом России. Место установки памятника выбрано не случайно. Уже более 70-ти лет в городе Дзержинский работает федеральный центр двойных технологий "Союз", который имеет непосредственное отношение к созданию ракеты "Тополь". ФГУП «ФЦДТ «Союз» – одно из ведущих предприятий Российской Федерации в области химии и технологии твердых ракетных топлив, проектирования и отработки энергетических установок для ракетных комплексов различного назначения, космических систем, установок прямого преобразования энергии, а также создания технологий двойного назначения. Предприятие основано в октябре 1947 года на базе опытно-исследовательского завода 512, производившего в годы Великой Отечественной войны пороховые заряды для легендарных «Катюш».
Основными видами промышленной и научно-технической продукции ФГУП "ФЦДТ "Союз" являются:
Разработка широкого класса смесевых и баллиститных ракетных твердых топлив (СРТТ и БРТТ), а также модернизация высокоэффективных БРТТ.
Модернизация существующих и разработка новых технологий получения перспективных компонентов РТТ.
Разработка новых композиционных материалов и создание технологических процессов изготовления корпусов РДТТ перспективных ракетных комплексов.
Создание твердотопливных зарядов, корпусов и двигателей ракетных комплексов различного назначения для всех родов войск и видов Вооруженных Сил, космических систем и установок прямого преобразования энергии.
Опытное и серийное производство твердотопливных зарядов, корпусов и двигательных установок для систем вооружения различного назначения. одной из уникальных разработок предприятия является двигательная установка системы аварийного спасения ракет-носителей «Союз». Ее исполнительная часть — твердотопливный двигатель, массой примерно в тонну, закрепленный в вершине головного обтекателя космического корабля. Вместо одного сопла у него двенадцать маленьких, установленных под углом 30° к оси ракеты. Система аварийного спасения получила негласное название ЖИЗНЬ НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ.
Утилизация зарядов РТТ. Более подробно с ассортиментом продукции можно ознакомиться на сайте ФГУП "Федеральный центр двойных технологий "Союз"



Для начала стоит ознакомиться с основной изюминкой всей композиции, представляющей из себя высокопрочный герметизированный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК) ПГРК "Тополь" (РТ-2ПМ) диаметром 2 м и длиной 22 м. Если у кого, что есть добавить по существу, то милости прошу делитесь фактами. От себя хочу добавить, что Ракета 15Ж58 выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое, разработанное в Люберецком ЛНПО «Союз», более совершенное смесевое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей.



За пятнадцать лет памятник обветшал на столько, что становится стыдно. не побоюсь громких эпитетов, обидно за ДЕРЖАВУ. Плитка потрескалась и рассыпается, а местами отсутствует. Ступени, ведущие на вершину холма того и гляди осыпятся вниз. Корпус контейнера изначально по замыслу архитектора украшал герб ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. Конечно же проще его замазать зелёнкой. Может совесть всё-таки проснётся у администрации города и гордость РОДИНЫ приведут в надлежащий вид. Контейнер можно покрасить в камуфляж, от этого композиция только выиграет. Надо всего лишь организовать конкурс среди художников. Стоить будет это совсем не дорого, если не включать в смету откаты чиновникам. А художники обязательно найдутся.







Давайте поднимемся и осмотрим само уникальное изделие. Пенал установлен на вершине импровизированного холма. Основание монумента оформлено по образу и подобию клумбы для цветов. Явная недоработка архитектурного замысла. Опоры выглядят на мой взгляд чужеродно и неестественно.



Интересно как себя чувствуют пролетающие сверху самолёты, когда видят, что они находятся под пристальным взглядом "ТОПОЛЯ"?



Экспозиция монумента создателей ракетного щита России не ограничивается одним экспонатом.



На самой нижней площадке установлена реактивная система залпового огня БМ-21 РЗСО "Град", которая к сожалению,уже изрядно раздолбана местными ассоциальными элементами. 9К51 «Град» — советская реактивная система залпового огня (РСЗО) калибра 122 мм. Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей. Состоит из: боевой машины БМ-21 на шасси «Урал-375Д», системы управления огнем, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, транспортно-заряжающей машины 9Т254. В составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66, обеспечивающая подготовку данных для стрельбы. Этой части экспозиции мы уделили меньше всего внимания.



Самая выгодная позиция выделена для зенитно-ракетного комплекс малого радиуса действия С-125 "Нева". Это своего рода вишенка на торте. Именно на этом экспонате мы акцентируем наше внимание.



Зенитный ракетный комплекс входил в состав ПВО СССР и предназначался для защиты объектов промышленной и военной инфраструктуры от ударов любых типов средств воздушного нападения, выполняющих боевую задачу на средних, малых и предельно малых высотах. Ошибка наведения ракеты на цель может составлять от 5 до 30 метров. Разработка ЗРК началась в НПО «Алмаз» в 1956 году в ответ на создание самолетов, эффективно действующих на малых высотах. Техническое задание на разработку комплекса предполагало возможность уничтожения целей, летающих на высоте от 0,2 до 5 км, на дальности от 6 до 10 км, со скоростью не более 1500 км/ч. На первых испытаниях комплекс работал с ракетой 5В24. Этот тандем оказался недостаточно результативным, поэтому в задание внесли дополнительное требование – подстроить его под новую ракету 5В27, унифицированную с морским комплексом «Волна. Это решение позволило в значительной степени улучшить ТТХ (тактико-технические характеристики) системы. В 1961 году комплекс приняли на вооружение, под обозначением С-125 «Нева». В дальнейшем ЗРК не единожды модернизировали. В ее состав включили аппаратуру для борьбы с помехами ГШН, телевизионного визирования цели, отведения ПРР, опознания, звукового контроля, а также установки выносного индикатора СРЦ. Благодаря усовершенствованию конструкции, ЗРК смог уничтожать цели, находящиеся на дальности до 17 километров. В 1964 году модернизированный вариант ЗРК был принят на вооружение под наименованием С-125 «Нева-М». Экспортная версия установки получила название «Печора». В 1980 году состоялась вторая и последняя попытка модернизации комплекса.



Стартовая батарея состоит из четырех пусковых установок 5П73, на каждой из которых установлено 4 ракеты.



Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 5В27, разработанная в МКБ «Факел», была двухступенчатой и строилась по аэродинамической схеме «Утка». Первая ступень ракеты состоит из твердотопливного ускорителя; четырех стабилизаторов, раскрывающихся после старта; и пары аэродинамических поверхностей, расположенных на соединительном отсеке и необходимых для снижения скорости полета ускорителя после отстыковки первой ступени. Сразу после отстыковки первой ступени данные поверхности разворачиваются, что влечет за собой интенсивное торможение ускорителя с его последующим быстрым падением на землю. Стартовый укоритель работает от двух до четырех секунд, а маршевый – до 20 с. Время, необходимое на самоликвидацию ракеты, – 49 с.



Вторая ступень ЗУР также имеет твердотопливный двигатель. Ее конструкция состоит из набора отсеков, в которых располагаются: приемо-передающая аппаратура ответных сигналов, аппаратура радиовзрывателя, боевая осколочно-фугасная часть, приемная аппаратура команд управления и рулевые машинки, с помощью которых осуществляется наведение ракеты на цель.



Время работы двигателя первой ступени достигало 4 с. Двигатель комплектовался воспламенителем 5Б94. Сопло стартового двигателя оснащалось "грушей", позволявшей регулировать площадь критического сечения в зависимости от температуры окружающей среды. Заднее днище корпуса и сопло двигателя прикрывались хвостовым отсеком в форме усеченного обратного конуса.



Зенитно ракетный комплекс монтировался на перевозимой четырехбалочной пусковой установке 5П73, которая была спроектирована под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Без газоотражателей и ходовой части она транспортировалась на автомобиле ЯАЗ-214. С целью предотвращения касания ракетой земли или местных предметов при "проседании" на начальном неуправляемом этапе полета при стрельбе по маловысотным целям устанавливался минимальный угол встреливания ракеты - 9 град. Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет вокруг ПУ настилалось специальное резинометаллическое многосекционное круговое покрытие. Поворотная часть четырехбалочной пусковой установки 5П73 также устанавливалась на автомобильной базе, затем - на танковом шасси.









Стремление сосредоточить почти вес приборы управления и элементы рулевого привода, включая рулевую машинку элеронов, в одной зоне, перед двигателем, привело к непривычному конструктивному решению - открытому размещению жесткой тяги кинематики привода элеронов, протянутой вдоль корпуса маршевого двигателя.





Согласно справочной информации, взятой из открытых источников по перечню и количеству содержания драгоценных металлов в изделии пусковая установка 5П73 содержит золота : 143,1 и серебро : 686,4 граммов





В ходе доработок комплекса были созданы следующие модификации.
Для ПВО СССР: С-125 «Нева». Базовый вариант с ракетой 5В24 дальностью до 16 км. С-125М «Нева-М». Комплекс, получивший ракеты 5В27 и увеличенную до 22 км дальность. С-125М1 «Нева-М1». Отличается от версии «М» повышенной помехозащищенностью и новыми ракетам 5В27Д с возможностью стрельбы вдогон.
Для ВМФ СССР: М-1 «Волна». Корабельный аналог версии С-125. М-1М «Волна-М». Корабельный аналог версии С-125М. М-1П «Волна-П». Корабельный аналог версии С-152М1, с добавлением телесистемы 9Ш33. М-1Н. «Волна-Н». Комплекс нацелен на борьбу с низколетящими ПКР.
Для экспорта: «Печора». Экспортный вариант ЗРК «Нева». «Печора-М». Экспортный вариант ЗРК «Нева-М». «Печора-2М». Экспортный вариант ЗРК «Нева-М1». ЗРК С-125 «Печора-2М» до сих пор поставляется в ряд стран.



Основные тактико-технические характеристики ЗРК «Нева»: Диапазон высот поражения – 0,02-18 км. Максимальная дальность поражения – 11-18 км, в зависимости от высоты. Расстояние между центром позиции и кабиной управления – до 20 м. Расстояние между кабиной управления и пусковым устройством – до 70 м. Длина ракеты – 5948 мм. Диаметр 1-й ступени ракеты – 552 мм. Диаметр 2-й ступени ракеты – 379ьмм. Стартовая масса ракеты – 980 кг. Скорость полета ракеты – до 730 м/с. Максимально допустимая скорость цели – 700м/с. Вес боевой части ракеты – 72 кг.



В 1999 году, во времена агрессии НАТО против Югославии, ЗРК С-125 последний раз использовались на поле боя. К началу боевых действий Югославия располагала 14 батареями С-125. В ходе этого конфликта 27 марта 1999 года удалось сбить американский истребитель Локхид F-117 «Ночной ястреб» (серийный № 82-0806), пилотируемый подполковником Дэйл Зелко. F-117 предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.). Согласно сербской версии, F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда (ныне АВИТЕК) 1976 года[14]) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи — Золтан Дани). Цель была поражена двумя ракетами (первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт), через 17 секунд после команды «огонь» ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако этот инцидент ускорил процесс снятия его с вооружения.
Заканчиваем нашу экскурсию по интереснейшему объекту обзорным взглядом на всю экспозицию.



Ещё раз хочется акцентировать ваше внимание на состояние покрытия тротуаров.



Кстати на заднем плане бросается в глаза очередной заброшенный недострой.

Tags: canon eos m3, defender, land rover, дзержинский, краеведение, мобилография, московская область, пво, рвсн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments